Тема рассылки - немцы из России. Германия и Россия связаны какими-то странными узами, история с немцами, поэтому, выглядит крайне необычно. Нет, одна из причин, конечно, та, что со смертью Петра II династия Романовых пресеклась в прямом мужском поколении, а со смертью Елизаветы Петровны - в прямой женской линии, и наша царствующая династия в значительно степени была немецкой, но немцев-то уже Петр I всячески в Россию привлекал, Романов чистопородный. Только не подумайте, что я что-то имею против немцев, во мне самой немецкая кровь есть.
Но чего-то я тут не понимаю.
Уже в XII веке немецкие поселения были в Прибалтике, в Москве, где во времена Ивана Грозного на реке Яузе появилась Немецкая слобода.
И в Сибири немцы были, вот ссылка: Именной и биографический словарь "немцев" в Сибири в XVII в. http://x.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/n_e_sib_2/rezunw.htm
(ссылка больше не актуальна)В 1702 году немецкая община Астрахани насчитывала около 100 человек. В 1713году был выстроен первый молитвенный дом, в 1720 году преобразованный в кирху. В 1727году в Астрахани была чума, а в 1729году все лютеранские постройки: кирха, пасторат, церковная школа и кирочный архив горели дотла. Немцев в Астрахани осталось совсем немного.
На Алтае немцы появились в начале XVIII в. В те годы это были горные инженеры, которые связанные с заводами Демидовых. В 1747 алтайские заводы Демидовых были отписаны на "государево имя", а первым начальником алтайских заводов стал выходец из саксонских немцев Беэр. С этого момента начинается быстрое проникновение выходцев из германских государств в лице горных инженеров и чиновников администрации кабинетских земель на территорию Алтая.
Но основная масса немцев появилась в России позже. В результате многочисленных войн Россия приобрела выход к Черному морю. Одним из первых манифестов, собственноручно подготовленных Екатериной II после вступления на российский престол, был т.н. "вызывной" манифест от 4 декабря 1762 года, который и послужил сигналом для начала исторического переселения немцев в Россию.
Этот манифест на русском, французском, немецком и английском языках Коллегия иностранных дел разослала дипломатическим агентам за границей, но манифест ожидаемого успеха не имел. 22 июля 1763 года обнародованы "Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях" и "Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев".
Немцев-то уже в России было много. В армии в конце XVIII века - до 30% офицерского состава составляли немцы, речь шла о том, чтобы заселить немцами пустые земли. Вот это первое, чего я не понимаю. Я поняла бы, если бы правительство решило сделать русский народ поцивилизованнее за счет разбавления его немецкой кровью (примерно этого хотел Петр I), так нет, именно русскому правительству не хватало собственного населения, чтобы заселить всю территорию Российской империи.
Почему там не было коренного населения? Это же все-таки не пустыня Сахара, тем более, что и там кто-то живет.
Странно это. Я просто уверена, что и там кто-то жил, на этих якобы пустых землях, казаки, например. Но возвращаюсь к немцам.
Второе, чего я не понимаю, это почему они поехали. Они отправились в жуткую, дикую страну, причем в неосвоенные ее места. Они поехали с семьями в неизвестность. Почему? Если вы вспомните рассылку про казаков, их тоже беспрерывно переселяли (примерно в то же самое время), так они сопротивлялись, а немцы, совершенно добровольно поехали значительно дальше.
С 1764 по 1772 год в Поволжье переселились из Германии около 8000 немецких семей, всего около 27000 душ, которые образовали в Поволжье 106 колоний. Самая известная та, которую позже переименовали в Маркс. Он основан в 1767 году как немецкая колония голландским бароном Кано де Борегаром и получил по его титулу название Баронск. Вскоре колонию переименовали в честь российской императрицы Екатерины II Алексеевны (1729-96) в Екатериненштадт - "город Екатерины" (немецкое Stadt "город"). С 1918 году это город. В 1920 году его. переименован в Марксштадт, по фамилии теоретика коммунизма Карла Маркса (1818-83).
В 1941 году в ходе кампании по ликвидации немецких названий был изъят немецкий элемент "штадт" и город стал называться Маркс. Еще некоторые колонии: Seewald, Kautz, Schuck, Leichtling, Kamenka, Vollmer, Preuss, Merkel, Rothammel, и Kratzke.(Верховье, Вершинка, Грязноватка, Илавля, Каменка, Копенка, Краснополье, Макаровка, Памятная, Починная). В сети есть информация о книге И. Р. Плеве. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века. - Изд. 2-е. - М.: Готика, 2000. - 448 С. Есть там и его почта: pleve@mail.saratov.ru, pleve@renet.ru, но не знаю, действует она или нет, я ему не писала. Можно ведь и в библиотеке поискать. Кстати, о книгах. На сайте ВГД есть информация о выходе первого тома энциклопедии 'Немцы России' (на странице
www.vgd.ru/VESTNIK/vestnik4.htm), если вы интересуетесь немцами, вам определенно нужно эту книгу найти.
А теперь, кстати, о Поволжье. Рекомендую ссылочку: Немецкие поселения в Поволжье (поисковая система на английском языке) www.webbitt.com/volga/index.htm.
(ссылка больше не актуальна)Крайне необычная колония в Поволжье - Сарепта, основанная в 1765 году членами религиозной общины гернгутеров (моравские братья) в 30 км от Царицына, при впадении реки Сарпы в Волгу. Главной целью переселенцев была миссионерская деятельность, то есть обращение в христианство иноверцев (киргизов, калмыков, татар). Но экономикой они тоже занимались, постепенно там появились заводы: горчично-маслобойные (первые в России заводы по переработке горчицы), мыловаренный, свечной, кожевенный, лесопильный, текстильный, мельницы. Колонисты занимались также табаководством, садоводством, виноградарством.
В период с 1789 по 1815 годы меннониты из Пруссии и Данцига организовали два меннонитских округа: Хортицкий (из 18 колоний) и Молочанский (40 колоний). Несколько колоний в Херсонской губернии организовали лютеране из Данцига.
В Запорожье около уездного города Александровск Екатеринославской губернии иностранные переселенцы, главным образом выходцы из Восточной Пруссии, образовали несколько колоний. За р. Мокрой Московкой расположилась, примыкая к городу, немецкая менонитская колония Шенвизе (теперь территория автозавода "Коммунар"), основанная в 1795 г., где проживали 293 человека. У Кичкасской переправы в 1790 г. образовались три немецкие менонитские колонии - Кичкас, Эйнлаге и Кронсвейде; в 1861 г. в них было 266 человек. В 1789 г. в урочище Хортица прибыли 288 немецких менонитских семей и основали здесь восемь поселений. Затем - с конца XVIII до середины XIX в. - за Хортицей, на правом берегу Днепра, возникло еще 11 немецких колоний.
Кстати еще рекомендую страницу: Землячество немцев Украины www.germany.com.ua/repatr.htm
(ссылка больше не актуальна)В манифесте от 13 февраля 1798 году были определены права и льготы иностранцам при переселении в Крым. Разрешалось избирать место жительства по своему усмотрению, за исключением Севастополя как военного порта. В городах участки под строения, а в селах участки свободной земли предоставлялись во владение на правах дворянства. Разрешалось брать лес из казенных дач Крыма. Даровалась свобода от рекрутской повинности, постоев и навсегда от закрепощения. Иностранные переселенцы на 30 лет освобождались от всех податей и государственных повинностей, а от подушной подати - навсегда.
Ну, вот подумайте еще раз, зачем понадобились иностранцы? Свои бы на таких условиях с удовольствием поехали.
Прибывшие в числе первых в Крым немецкие колонисты из Вюртемберга, Бадена, Цюрихского кантона Швейцарии основали колонии в Судаке, Отузах (ныне Щебетовка Феодосийского горсовета), выходцы из Эльзас-Лотарингии - Цюрихтальскую волость недалеко от Феодосии. К юго-востоку от Джанкоя, на хороших землях, была создана Эйгенфельдская волость. В Симферопольском уезде была сформирована Нейзацкая волость. К 1805 году уже сложилось население ряда колоний, давших начало будущим большим поселениям.. В их числе Цюрихталь (ныне Золотое Поле Кировского района), Вейльбрун (Приветное) - в Феодосийским уезде, Фриденталь, Нейзац, Розенталъ (Курортное, Красногорское, Ароматное Белогорского района), Кроненталь (Кольчугино Симферопольского района), Герценберг (Пионерское Феодосийского горсовета).
В 1811 году в Симферопольском уезде появилась еще одна немецкая колония - Кроненталь, ее основали выходцы из Баварии и Вюртемберга.
Мировые события 1805-1815 годов породили религиозные причины ехать в Россию, но до этого их не было (кроме миссионерских, как в Сарепте). Многие христиане называли Наполеона апокалипсическим 'зверем из бездны'. К этому присовокупили толкования немецких богословов Бенгеля (1687-1752 гг.) и пиетиста Юнга Штиллинга (1740-1817 гг.) о времени наступления тысячелетнего царства и второго пришествия Христа за Церковью. Указывался 1836 год. Появились 'пророки' и 'пророчицы', которые указывали на восток, пустыню, где должно спастись 'жене, скрывающейся от ярости дракона'. Таким местом большинство считало пустующие места юга России, куда был открыт свободный доступ.
В наиболее сильной форме дух таких пророчеств отразился на пиетистах Вюртемберга крайнего толка (Южная Германия). Они назывались сепаратистами (выделившимися). Значительная часть пиетистов (в том числе и пиетисты-сепаратисты) стали переселяться в большом количестве в другие страны, главным образом в северное Причерноморье, образовывая свои колонии. Так образовались колонии Рорбах, Вормс, Нейгоффунг и другие.
В 1818 году из Вюртембергской земли первые немецкие поселенцы прибыли в Северный Азербайджан. Распоряжением императора Александра I на их обустройство на Кавказе из государственного казначейства было выделено 100 тыс. руб. серебром. Еленендорф (ныне город Ханлар) - первая немецкая колония в этом районе, названная в честь великой княгини Елены Павловны, там проживали 118 семей колонистов. Вторая появилась в 1819 году и была названа Анненфельд (Шамкир) - в честь великой княгини Анны Павловны, королевы Нидерландской. Там поселились 67 семей. Миссионеры Базельского евангелического общества поселились в городе Шуша и в Карабахской провинции
В 1860-х в России насчитывалось 505 иностранных колоний, большей частью немецких. Колонисты селились в России небольшими компактными группами чересполосное с коренными народами. Царское правительство выделяло колонистам наделы на основе единонаследия, ведь немецкие семьи были многодетными, В результате этого стали возникать выселки - дочерние колонии.
В 1861-1863 годах часть немцев Поволжья переселилась в Терскую область. Они основали колонию: Михайловскую на окраине Владикавказа. В 1867 году она была переведена на 9 верст севернее, где находился Потемкинский пост. И в этом же году по просьбе колонистов и с разрешения 'именовать эту колонию именем его Высочества - Михайловской'. Второе поселение немцев появилось в 1862 году на землях помещика М. Кундухова. После переселения в Турцию, его земли получил отставной начальник Военно-Осетинского округа, генерал - майор Эглау. Тот, в свою очередь, сдал их в аренду немцам из Кубанской и Саратовской областей. Эглау поселил их в своих владениях. Эта колония получила название Эммаус.
К 1865 году, по данным центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, в Крыму было 45 мест с немецким населением - колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня и один хутор. Половина из них приходилась на Феодосийский уезд, остальные - на Перекопский, Евпаторийский и Симферопольский уезды. В бывшем Ростовском уезде и соседних с ним Черкасском и Миусском (Таганрогском) округах Области войска Донского немецких поселений было более 100, они возникли в последней трети XIX в. Колонисты проникали сюда преимущественно из западных районов Российской империи - из Бессарабии и правобережного Поднепровья. Часть колонистов прибывала сюда и из центральных губерний, из Поволжья, а также из Полтавской губернии. Часть поселенцев покупала земли, селилась и не была охвачена надлежащей гражданской и полицейской властью. На странице www.relga.rsu.ru/n40/don40.htm
(ссылка больше не актуальна) рассказывается о том, насколько неопределенны были эти колонии - они появлялись, исчезали, не наносились на карты и т.д. Вообще интересная статья, кроме того, там приведено много названий, которые были изменены, и указано как.
Ну да, еще одно мое непонимание: почему немцы так легко переселялись? Почему-то мне кажется, что хозяйствование на земле предполагает склонность к оседлой жизни, а они прямо-таки какие-то кочевые немцы, что их гоняло-то с места на место?
Третья колония на Северном Кавказе была образована в 1887 году. Ее жители получили землю в аренду у помещиков Дударовых, около 300 десятин. Это были немецкие крестьяне из Бессарабии, Таврической губернии и Ставрополья. Они основали хутор Дзанхотов- Ларс. Он просуществовал до 1918 года - тогда же его жители были переселены в с.Михайловское , а на месте хутора появилось селение Новый Батакаюрт из беженцев разгромленного белогвардейцами Старого Батакаюрта.
В 1860-70-е гг. правительство вновь решило пригласить немцев для освоения земель, которые покинули крымские татары в 1856-1862 годы. (Опять, ну почему немцев?) С этого времени начинается второй этап переселения в Крым немцев, приезжающих из Германии и, главным образом, из материковой части Таврической губернии.
В конце 1870-х гг. прусские меннониты прислали прошение Таврическому губернатору с выражением желания поселиться на свободных землях Крымского полуострова. В 1870 им было разрешено принять российское подданство и селиться на землях, которые будут куплены ими в Крыму.
Осенью 1880 71 семейство (420 человек) так называемых Братских меннонитов из Крыма и Поволжья решили поехать в Туркестан. Это было связано с "откровением", согласно которого убежищем для "божьего народа" должна была стать Средняя Азия.
Скоропостижная смерть туркестанского генерал-губернатора Кауфмана, лично их пригласившего на постоянное местожительство, привела к тому, что часть решила остаться в Русском Туркестане, другая, в количестве 30 наиболее обеспеченных семей (около 200 человек), приехали просить убежища в Бухарском ханстве, а затем обратились с просьбой предоставить убежище к хивинскому хану Саид-Мухаммаду Рахиму. Там они некоторое время переселялись с места на место, затем им был выделен участок земли площадью около 50 га в селении Ак-мечеть (в 15 км восточнее Хивы). Первые четыре года община освобождалась от всяких повинностей. В дальнейшем она стала отдавать часть своих доходов в ханскую казну. Почти 20 лет колонисты продолжали оставаться подданными Российской Империи.