ВГД
ВГД

Генеалогия для начинающих - как написать статью или книгу

В этом разделе приведены материалы генеалогической рассылки, которая рассылалась нашим проектом в 2002-2003 годах. Автор рассылки - Людмила Бирюкова, в тот момент ведущая сайта. В настоящее время рассылка не функционирует
Тема этой рассылки возникла на форуме, оказалось, она для многих актуальна.

Как написать генеалогическую статью или книгу

Подчеркну сразу, что я не рассказываю о том, как написать научный труд - там совсем другие правила. Я рассказываю о произведении для широкого круга читателей.

Правила написания таких произведений совершенно одинаковы для научно-популярных статей и любовных романов, вот их-то я и попытаюсь вкратце изложить.

Сначала определяете точно, о чем вы пишете - о генеалогическом поиске, о предках, об истории через судьбу своих предков или об известной персоне, с которой ваши предки общались. Обо всем сразу написать не получится, основную тему надо определить обязательно.

Чтобы читать было интересно, обязательно должен присутствовать конфликт, который запускает действие вашей истории и разрешается (хотя бы частично) к ее концу. Чем напряженнее этот конфликт, тем больше у читателя стимул дочитать произведение до конца.

В генеалогическом произведении это может быть:
  • жизненно важная причина для проведения исследования (то есть, вы объясняете, что если вы его не произведете, жизнь вам будет не мила, причем до такой степени, что все читатели с нетерпением желают выяснить, удалось ли вам сделать то, что вы хотели, или вы так и пребываете в депрессии);
  • какая-то постоянная проблема (возможно историческая) в жизни вашего предка (допустим, проблема выживания лица дворянского происхождения в советской России);
  • даже проблема вашего появления на свет - если ваши предки проживали в разных регионах и относились к разным сословиям, вероятность их встречи была крайне мала.
Все не перечислишь, поверьте на слово, конфликт обязательно должен быть и вы должны его выявить или придумать до того, как перейдете к следующему этапу.

Если вы описываете биографию какой-то персоны, в ней тоже обязательно должен присутствовать конфликт. В классическом варианте это конфликт внутренний, то есть какая-то нерешенная личностная проблема, которая заставляет человека действовать так или иначе. Если ваш герой - на редкость цельная личность и никаких внутренних конфликтов у него нет, история его жизни, чтобы заинтересовать публику, должна быть насыщена внешними конфликтами.

Например, достаточно легко представить себе интересное произведение, описывающее гармоничного человека, умудряющего сохранять душевное равновесие, несмотря на происходящие вокруг трагические события.

Классическая завязка - по возможности краткое описание спокойной жизни, когда все проблемы привычны и человек их или игнорирует или реагирует на них привычным образом, как вдруг происходит какое-то событие, которое делает продолжение рутинного существования невозможным.

Следующий этап - составление плана.
В каждом популярном произведении должны быть: завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. При этом необходимо учитывать, что современный человек, даже и настроенный на чтение, за один раз с трудом воспринимает текст объемом более шести страниц на машинке (программа word считает знаки, так вот это - 10800 знаков с пробелами).

Прочитав такой объем текста, человек отвлекается, хочет покурить, попить кофе, посмотреть по сторонам, а потом находит то место, где он читал, с некоторым трудом. Причем это результат исследований еще советского времени, говорят, сейчас состояние населения ухудшилось, так что, возможно, этот показатель уменьшился.


Поэтому ваш текст должен быть разбит на части, соответствующие такому объему, причем в каждой части тоже должны быть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка, причем развязка такая, чтобы из нее проистекала завязка следующей части. Чтобы понять, как это выглядит на практике, возьмите какое-нибудь популярное произведение.

Пожалуй, чтобы увидеть два варианта построения текста в рамках этой схемы, возьмите роман Хмелевской "Что сказал покойник" (извините за конкретное название, можете взять другой, этот я просто хорошо помню) и любое произведение Донцовой.

У Хмелевской есть проблема, решаемая в течение всего сюжета, а также в каждой главе есть свое напряжение и своя решаемая проблема, являющаяся частью общей, то есть этот роман построен самым, что ни на есть классическим образом (если брать русскую классику второй половины девятнадцатого века).

В любом романе Донцовой есть общая детективная проблема, решаемая в течение всей книги, но внутренние конфликты в главах могут быть никак не связаны с общим развитием сюжета, кроме того, для обострения напряжения, часто на всю книгу прибавляется еще один конфликт, никак не связанный с детективным.

Например, в какой-то ее книге в течение всего повествования беспрерывно на балконе появляются кенгуру и обезьяна, причина появления которых раскрывается только в последней главе. Этот метод тоже, в некотором роде, можно считать классическим, но он был свойственен для литературы более ранних периодов.

Вспомните книгу о Дон Кихоте.

Итак, сначала вы составляете план того, что хотите рассказать, просто в хронологической последовательности. То есть, если это описание генеалогического исследования, то перечисляете действия, которые совершали. Если это биография или история предков, перечисляете основные периоды. Если вы заранее знаете, что в какой-то логической части будет информации больше, чем в других, разбивайте ее на несколько частей нужного размера - ритмика популярного произведения требует, чтобы все части были примерно одинаковыми по величине. Обозначьте конфликт каждой части, то есть проблему, которую вы сформулируете в ее начале и разрешите к ее окончанию.

Этот план вы потом сможете поменять. Необходимость его составления обусловлена тем, что вы можете писать в любой раздел, вставлять туда ранее написанные отрывки и записи и понимать, что именно вы делаете, то есть материал ваш будет постепенно организовываться в нечто систематическое. На этом этапе не ограничивайте себя в объеме, просто пишите.

Поскольку произведение это генеалогическое, хоть и популярное, постоянно делайте сноски с указанием источников своих сведений. Поскольку оно все-таки популярное, в тексте вы эти источники не указывайте, но в сноске обязательно. Например, вы пишете, что заказали ревизскую сказку или метрическую книгу. В тексте сообщаете географическую принадлежность книги и то, как она выглядит, но тут же даете сноску с указанием фонда и описи.

Исчерпав свое желание писать, начинайте читать и исправлять написанное.
Последите, чтобы в каждой части были все необходимые элементы - завязка, кульминация, развязка. Кульминация, это такой момент повествования, когда все достигает наивысшего напряжения, и проблема вот-вот будет разрешена или еще усугубится. В центральных частях повествования, она может и усугубляться, это совсем неплохо для увеличения напряженности сюжета.

Проследите, чтобы изложение было четко логическим, допишите необходимые связки. Все ваши отдельные части должны работать на разрешение основного конфликта произведения, хоть на шаг, но вы должны в ней приближаться к его разрешению.
Исключите оценочные категории. Не пишите, что какой-то ваш персонаж был глуп, суетлив, великолепен, бестолков, фантастически умен и так далее. Нужно описывать его действия и поступки, так чтобы оценки возникали в голове читателя. Описаны могут быть только ваши мысли, мысли и чувства персонажей должны быть понятны читателю из описания их слов, мимики и жестов.

Используйте больше глаголов, это увеличивает динамику. При этом избегайте глаголов с окончанием -ся, -сь, это пассивные формы, а вы должны описывать действия. Например, нежелательно писать "собралась толпа", пишите, как люди подходили со всех сторон, вставали, говорили какие-то слова, махали руками и так далее.

Если что-то может быть выражено проще, значит именно так и надо это выражать. Убирайте слова, которые не несут никакого смысла, например, ни к чему писать "целая половина" или "целый ряд", потому что в данном случае слово "целый" не несет никакой смысловой нагрузки, вы можете представить себе "нецелый ряд"?

Проделав все это, посмотрите, все ли части вашего произведения одинакового размера. При подсчете числа знаков не учитывайте сноски - части должны быть одинаковыми именно в том, что касается основного текста, смотреть сноски будут только специалисты, а им чем больше, тем лучше. Если какая-то часть значительно больше других, разбейте ее на несколько, причем в каждый выделенный кусок добавьте кульминацию и развязку. Допустим, в конце каждой из начальных частей внутренняя их проблема будет усугубляться, а к концу придет к какому-то, хотя бы частичному, разрешению.

Если вы обнаружили, что напряженность текста недостаточна, по примеру Донцовой добавляйте внешний дополнительный конфликт. То есть просто вспомните, что интересного вы делали в процессе проведения исследования, и добавьте туда эпизоды из своей личной жизни. Ничего страшного, нормальная средневековая практика.

Теперь прочтите все целиком. Исправьте найденные ошибки.

Проблема тут в том, что взгляд "замыливается" и увидеть все свои ошибки очень трудно.
  • Поменяйте шрифт на компьютере и прочтите еще раз. Исправьте ошибки.
  • Распечатайте. Вы не представляете, до какой степени отличается восприятие текста с бумаги и с экрана.
  • Исправьте ошибки и перенесите их в компьютерный вариант.
Ну и, наконец, еще раз распечатайте и дайте кому-нибудь прочитать.

Кстати об объеме. Вот этот текст содержит 9310 знаков с пробелами, он легко вами воспринимается? Если сложно, можно предположить, что отдельные части вашего произведения тоже должны быть меньше.

Чем выше уровень образованности читателя, тем крупнее могут быть отдельные части.

Бирюкова Людмила Вадимовна
Первая ведущая ВГД
Автор: