В 1817 году расширилась сеть военно-учебных заведений по подготовке офицеров. Офицеров стали готовить Тульское Александровское Дворянское училище, открылся Смоленский кадетский корпус.
В 1823 году при Гвардейском корпусе открыли Школу гвардейских подпрапорщиков. Затем подобные школы открыли при штабах армий.
В 1830 году для подготовки офицеров было открыто еще 6 кадетских корпусов. В 1832 году в Петербурге была открыта Императорская военная академия, ее задачей было готовить лучших офицеров для службы в Генеральном штабе и распространять передовые взгляды в русской армии. Офицеры артиллерии и инженерных войск получали высшее военное образование в своих двух академиях, открытых намного раньше.
В 1854 году было разрешено принимать молодых дворян в полки в качестве вольноопределяющихся (на правах юнкеров), которые после обучения непосредственно в полку получали офицерские звания. Этот порядок был установлен лишь для военного времени.
С середины 19 в. успешная карьера для высоких чинов в строю и штабах стала возможной почти исключительно через формализованную процедуру - окончание военного учебного заведения или (с 1881 года) кадетского корпуса, а также военной академии. Однако и младшие офицеры с этого времени также должны были проходить стандартное обучение, состоявшее из двух ступеней, в юнкерских и военных училищах. Оно тоже в первую очередь было достоянием детей служилых и потомственных дворян.
Система образования и служебного продвижения в армии и управлении в 18 в. давала преимущества иностранцам, в 18-19 вв. - представителям "дворянских наций", то есть польской шляхты и магнатов (до 1830 года), немецких рыцарей из прибалтийских провинций, казачьей знати украинских земель и русского дворянства. Только они могли обеспечить своим сыновьям поступление в элитные учебные заведения для обучения и службы.
Если масса войсковых офицеров, по преимуществу дворян, проходила близкое к спартанскому обучение в юнкерских и военных училищах, то лучше обеспеченные материально и занимающие более высокое положение кандидаты на офицерские чины продвигались благодаря учебе в более притягательных кадетских корпусах и военных академиях, в которых формально не было сословных ограничений. Чтобы занять высокую командную должность в части, штабе и сравнительно более комфортную - в системе военного управления, обязательно требовалось пройти через эти учебные заведения.
30 августа 1855 года главное военно-учебное заведение России получило название Николаевской академии Генерального штаба. Затем вместе с Михайловской артиллерийской и Николаевской инженерной академиями, созданными в этом же году, вошла в состав вновь образованной Императорской академии.
В 1867 году была образована Военно-юридическая академия для подготовки офицеров к службе в должностях по военно-судебному ведомству. Академии установили срок подготовки специалистов в три года и общеобразовательную программу в объеме юридического факультета университета. Очень нужных для армии специалистов готовили также Военно-медицинская академия, Курс восточных языков при азиатском департаменте Министерства иностранных дел и Интендантский курс.
В Артиллерийскую и Инженерную академии ежегодно принимали соответственно 30 и 35 офицеров, прослуживших не менее трех лет, в том числе один год в строевых частях. В Военно-юридическую академию каждый год могли поступить до 25 офицеров с законченным высшим или средним образованием, но только после четырех лет службы в строевых частях.
От кандидатов на поступление в академии требовалось также хорошее здоровье и положительный отзыв командования.
В Военно-медицинскую академию ежегодный прием был самым многочисленным и доходил до 300 человек. На первый курс этой академии принимали без экзаменов (по конкурсу аттестатов) гражданскую молодежь со средним образованием, годных по состоянию здоровья к военной службе.
Столь большой прием объяснялся потребностями армии и флота в квалифицированном медицинском персонале, а также тем, что многие студенты досрочно отчислялись из академии и направлялись на военную службы нижними чинами.
Для обучения на Интендантском курсе допускались не только офицеры, но и чиновники, проходившие службу в структурах Военного министерства. Ежегодный набор в этот специализированный вуз доходил до 50 человек. В конкурсных вступительных экзаменах могли участвовать офицеры в звании до штабс-капитана включительно и гражданские чиновники в чине до титулярного советника включительно с высшим или средним образованием.
С 1868 года развертывается сеть юнкерских училищ. Кадетские корпуса преобразовываются в военные гимназии и прогимназии. Они теряют право производить своих выпускников в офицеры и становятся подготовительными учебными заведениями, готовящими молодых людей к поступлению в юнкерские училища. Позднее их вновь переименовали в кадетские корпуса, но статуса не изменили.
К 1880 году в России действовало шесть, а в начале 20 века уже семь военных академий.
К 1881 году все вновь поступающие в войска офицеры имели военное образование.
В 1914 году в России действовали следующие военно-учебные заведения:
Военные Академии:
Императорская Николаевская Военная Академия,
Михайловская артиллерийская Академия,
Николаевская Военно-техническая Академия,
Интендантская Академия,
Императорская Военно-медицинская Академия,
Александровская Военно-Юридическая Академия.
Офицерские Школы и Учебные Части:
Офицерская стрелковая Школа,
Офицерская кавалерийская школа,
Офицерская артиллерийская Школа,
Офицерская электротехническая Школа,
Офицерская воздухоплавательная Школа,
Офицерская железнодорожная Школа,
Офицерская Школа авиации,
Учебная автомобильная рота,
Офицерская фотографическая Школа,
Главная гимнастическо-фехтовальная Школа,
Варшавская, Киевская, Севастопольская, Ташкентская гимнастическо- фехтовальная Школа.
Военные Училища:
Павловское военное училище,
Алексеевское военное училище,
Киевское военное училище,
Владимирское военное училище,
Виленское военное училище,
Одесское военное училище,
Чугуевское военное училище,
Тифлисское В. К. Михаила Николаевича военное училище,
Александровское военное училище,
Николаевское военное училище,
Иркутское военное училище,
Ташкентское военное училище,
Николаевское кавалерийское училище,
Тверское кавалерийское училище,
Елисаветградское кавалерийское училище,
Михайловское артиллерийское училище,
Константиновское артиллерийское училище,
Сергиевское артиллерийское училище,
Николаевское артиллерийское училище,
Николаевское инженерное училище,
Алексеевское инженерное училище,
Военно-топографическое училище,
Новочеркасское казачье училище,
Оренбургское казачье училище,
Кубанское генерала М.В. Алексеева военное училище,
Техническое училище артиллерийского ведомства,
Морское инженерное Императора Николая I училище.
Кадетские Корпуса перечислять не буду, поскольку их выпускники не производились в офицеры, но было их 32 штуки.
Фонды Главного управления военно-учебных заведений (1865–1918), Военно-медицинской академии (1801–1918), других военно-учебных заведений (академий, училищ, школ и кадетских корпусов) хранятся в РГВИА. Имеется там и Указатель списков личного состава военно-учебных заведений к описям фонда "Главного управления военно-учебных заведений" (Ф.725) - предметно-тематический, листовой, 1 том;
Документы военно-морских учебных заведений хранятся в РГАВМФ и представлены фондами Морского кадетского корпуса, Морского Инженерного училища, Николаевской морской академии, гардемаринских и различных офицерских курсов, школ, училищ и классов.