Фамилии образованы как ответ на уточняющий вопрос: это какой? Ну, допустим, в деревне 10 Иванов, чтобы их различать в разговоре, при отсутствии фамилий применяют прозвища.
Украинские и белорусские фамилии во многих случаях так и сохранили форму прозвищ, которые из индивидуальных стали семейными. Нередко они выглядят как существительные единственного числа в именительном падеже
Русские фамилии по своей форме указывают на принадлежность или происхождение, то есть выглядят, чаще всего, как ответ на вопрос: «Ты чей?» или «Какой это?»
Фамилия не обязательный атрибут, она появляется только тогда, когда нужна, то есть человек не живет на одном месте, а мобилен, переезжает. Так что, естественно, у дворян, мещан, купцов, фамилии появились раньше, чем у крестьян.
Когда имя или прозвище, от которого образована фамилия, оканчивалось на на –ь, –ч, -или -й, фамилия оканчивалась на -ев. Примеры (произвольные): Пень - Пнев, Светоч - Светочев, Лентяй - Лентяев.
Если имя (прозвище) оканчивалось на гласную, фамилия оканчивалась на - ин. Корова - Коровин.
Ну а если на согласную (кроме ч) - то на - ов. Столб - Столбов.
Кстати, иногда возникает соблазн предположить, что многие русские фамилии произошли от украинских и белорусских –соответствия есть почти для всех фамилий, которые произошли не от имен, а от прозвищ - аналогичная фамилия только без этих вышеуказанных суффиксов есть почти всегда. Не поддавайтесь соблазну, все надо сначала изучить!
Большая часть княжеских (а потом и боярских) фамилий указывала на те земли, которые им принадлежали, или целиком на местность, откуда он был родом. Поразмышляйте про фамилии Шуйский, Вяземский, Елецкий, Звенигородский, Мещерский, Тверской, Тюменский и др.
Но не все фамилии такого вида княжеские, это может быть просто указанием на местность, откуда кто-то прибыл. Допустим, прибыл на новое место человек без фамилии, его и запишут по месту происхождения – говорит, что из населенного пункта под названием Городец, будет Городецким. А по форме это дворянская фамилия, от наследственных владений под названием Городец. Кстати, многие еврейские фамилии образованы именно по такому, географическому принципу.
У крестьян, которые занимались отхожими промыслами, фамилии, появлялись сразу, как они начинали ими заниматься. Но эта фамилия, как ни странно, могла не записываться в ревизские сказки и метрические книги и со временем меняться. Например, всем известна знаменитая купеческая фамилия Рябушинских. Родоначальник ее Михаил Яковлевич до 1820 года был Яковлевым. В 1820 году он получил право именоваться Ребушинским, а потом Рябушинским по названию слободы Пафнутьево-Боровского монастыря, откуда был родом. Его дедом был Денис Кондратьев, а двоюродные братья носили фамилию Стекольщиковы.
Часто фамилии у крестьян появлялись только если они куда-то переселялись и по новому месту их регистрировали, или когда их призывали в солдаты. А массовое «офамиливание» началось когда ликвидировали крепостное право и стало увеличиваться городское население – в городах фамилия была необходима.
На нынешней территории Закарпатья государство заставило каждого иметь фамилию как постоянный признак в 1780 году по наказу австрийского цесаря, в России это наступило позже.
Только в 1888 году вышел указ: «...Как обнаруживает практика, и между лицами, рожденными в законном браке, встречается много лиц, не имеющих фамилий, то есть носящих так называемые фамилии по отчеству, что вызывает существенные недоразумения, и даже иногда злоупотребления...
Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».
Фамилии крестьянам давали чиновники, и многое от них зависело. Чиновник мог дать фамилию такую, которую предлагал сам «офамиливаемый».
Мог выдумать фамилию издевательскую, если относился к этому человеку плохо или вымогал взятку. А мог дать фамилию нейтральную, если пребывал в благодушном настроении, а человек сам фамилию не придумал. Не зря же так много фамилий, образованных от имени (Иванов, Петров, Сидоров Макаров и т.д.), очевидно, наши чиновники большей частью пребывали в благодушно-равнодушном настроении. Нередко целые деревни записывались на одну фамилию – без затей, на фамилию бывшего помещика.
А могли записать фамилию и по прозвищу, при этом подлинное значение фамилии знает только тот, кто давал прозвище. Мог пошутить и помещик. Были ли Ваши предки дворовыми? Если да, то вероятность получения фамилии-прозвища от помещика очень высока.
Достаточно часто русифицировались нерусские фамилии, допустим, Саркисян превращался в Саркисова, Кальнинш в Кальнина и тому подобное. Кстати, кое-где сейчас происходит обратный процесс.
Согласно статье 189 Семейного кодекса Азербайджанской Республики, изменение фамилии, отчества и имени гражданином АР допускается после достижения восемнадцатилетнего возраста. При получении удостоверения загсы Азербайджана сейчас предлагают гражданину следующие варианты изменения окончаний фамилии: замена в фамилиях окончаний «ов» и «ев» на «ли», либо опустить окончания и прибавить к корню фамилии окончание «заде».
Известны семинарские фамилии.В 1440-х Русская церковь перестала подчиняться константинопольскому патриарху и обрела автокефалию – самостоятельность. В 1589 году в церкви появился первый патриарх. Церковная реформа патриарха Никона (совершение крестного знамения тремя сложенными пальцами вместо двух; совершение крестного хода вокруг церкви с запада на восток, а не наоборот; замена земных поклонов поясными при сохранении их числа; использование наряду с восьми- и шестиконечным крестом четырехконечного; установление троекратного возгласа "аллилуйя" вместо двукратного; проведение литургии над пятью просфорами вместо семи) привела к расколу, о котором я уже по разным поводам писала. Борьба с ним поставила церковь в зависимость от государства и подчинила ее государственной власти.
В 1720 году, по поручению Петра I архиепископ Феофан Прокопович составил "Духовный регламент", в котором высшей властью в церкви объявлен император, само же управление церковью поручено Святейшему синоду (коллегии высших чинов церкви) под непосредственным контролем со стороны государства в лице обер-прокурора. В 1721 году "Духовный регламент" был утвержден правящими архиереями и настоятелями монастырей. Патриархов больше у церкви не было. Церковь стала орудием государства, что, впрочем, с материальной точки зрения, пошло ей на пользу. Именно вследствие этого у священнослужителей появились фамилии.
Священнослужители, с точки зрения государства, были таким же сословием, как и любое другое, ими надо было руководить, их надо было организовывать и направлять. Закрепилась практика наследования церковных приходов. Подробности –
тут.
При императрице Анне Иоанновне (в 1739 году) последовал указ - основать во всех епархиях духовные семинарии, но этот указ долго не мог быть приведен в исполнение, хотя некоторые духовные учебные заведения и до того существовали. На первых порах дело ограничилось тем, что положили разослать по всем епархиям "учительных священников" с целью подготовлять детей духовных лиц к духовному званию. Только после того, как число семинарий возросло, стали появляться семинарские фамилии.
Большинство
фамилий священников создавалось в XIX веке.
До этого иереев обычно именовали отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась. Их дети, если возникала необходимость, часто получали фамилию Попов.
Далеко не все священники получали образования в семинарии, так что значительная часть фамилий священников семинарскими, в прямом смысле этого слова, не является.
Многие священники, и в особенности их дети, получали фамилии от названий церквей, где они или их отцы служили: Ильинский, Сергиевский, Предтеченский, Троицкий и т.д. Ряд фамилий связан с названием икон: Знаменский (икона Знамение Божией Матери), Вышенский (Вышенская икона Божией матери). С названием икон связаны фамилии Державин и Державинский (икона “Державная"), Достоевский (икона “Достойно есть").
Где-то было написано, что большинство фамилий священников оканчивалось на -ский, в подражание украинским и белорусским фамилиям, потому что в то время много выходцев из этих областей было в среде церковной администрации, преподавателей семинарий и духовных академий. Но, по-моему, это перегиб – эти фамилии просто прилагательные, ответ на вопрос «какой?».
Искусственные фамилии характерны для великорусского духовенства, украинские и белорусские священники, как правило, и в семинарии сохраняли свою наследственную фамилию.Искусственные фамилии в семинарии давались не только тем, кто не имел фамилий, но часто и тем, у кого они уже были. Шутливая формула получаемых фамилий: "По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство". Фамилии могли меняться по решению руководства, например, у Унбегауна есть пример изменения фамилии Ландышев на Крапивин, потому что ученик плохо отвечал в классе. У него же есть пример фамилий шести родных братьев: Петропавловский, Преображенский, Смирнов, Миловидов, Скородумов и Седунов.
Поскольку эти фамилии именно выдумывались, они могли образовываться не по правилам образования фамилий. Например, вздумав образовать фамилию от слова бронза, в семинарии давали фамилию Бронзов, хотя по правилам, от клички Бронза должна была получиться фамилия Бронзин (как я уже писала, ответ на вопрос «ты чей?»). Также известны семинарские фамилии Наградов, Пальмов, Розов, Тайнов.
И среди священников, и среди тех, кто получил фамилию в семинарии, были фамилии,
образованные от названий всех самых главных праздников: Благовещенский, Богоявленский, Введенский, Воздвиженский, Вознесенский, Воскресенский, Всесвятский, Знаменский, Покровский, Преображенский, Рождественский, Сошественский, Сретенский, Троицкий, Успенский. Фамилия Покровский могла быть дана как в честь праздника "Святого Покрова", так и священнику, служившему в церкви Покрова Святой Богородицы. Часто давалась в духовной среде фамилия Субботин, поскольку несколько суббот в году были днями особого поминовения усопших.
Семинарские фамилии
от имен святых или от церкви в честь этого святого: Анненский, Аннинский, Варваринский, Екатеринский, Георгиевский, Саввинский, Косминский, Сергиевский, Андреевский, Ильинский, Николаевский, Дмитриевский, Константиновский, Петрвоский, Зосимовский, Лавровский, Флоровский. Фамилии, сочетающие в себя два крестильных имени связаны со святыми, чьи праздники празднуются во дин и тот же день или с церквями, названными в их честь. Примеры: Борисоглебский, Космодамьянский, Петропавловский.
Фамилии
от эпитетов, данных определенным святым: Ареопагитский, Богословский, Дамаскинский, Златоустовский, Иерапольский, Катанский, Коринфский, Магдалинский, Медиоланский, Неаполитеанский, Неаполитанов, Обнорский, Парийский, Персидский, Первозванский, Предтеченский, Радонежский, Фессалоницкий, Победоносцев, Савваитов, Савваитский, Стартилатов, Студитов, Студитский. Фамилия Питовранов возникла в честь пророка Илии, которого «питали враны».
От названий из Ветхого завета произошли фамилии: Авессаломов, Иерихонов, Израилев, Ливанов, Маккавейский, Мельхиседеков, Немвродов, Саульский, Синайский, Содомов, Фараонов, Фаресов.
Фамилии
от названий из Нового Завета: Вифлеемский, Гефсиманский, Голгофский, Елеонский, Еммауский, Иорданский, Назаретский, Самарянов, Фаворский.
Также семинарскими являются фамилии: Ангелов, Архангельский, Богородицкий, Православлев, Пустынский, Райский, Серафимов, Спасский, Иконостасов, Исполатов, Исполатовский, Кондаков, Крестов, Крестинский, Крестовский, Метаниев, Минеев, Образский, Триодин, Храмов, Агнцов, Вертоградов, Вертоградский, Десницкий, Десницын, Глаголев, Глаголевский, Зерцалов, Златовратский, Извеков, Колесницыын, Новочадов.
Фамилии, так или иначе
отражавшие черты характера семинариста, давались в качестве награды или наказания. Богобоязнов, Мягков, Мягкосердов, Долеринский (от лат. – скорбеть), Липеровский (от греч. – печальный), Смелов, Неробеев, Веселов, Веселовский, Смехов, Забавин и их "латинские однофамильцы". Гиляровский, Гиляров и Гилляров образованы от латинского слова hilaris - "веселый". Благовидов, Благонравов, Боагорассудов, Благосклонов, Добровольский, Добролюбов, Громогласов, Златоумов, Любомудров, Миролюбов, Остроумов, Песнопевцев, Простосердов, Славолюбов, Смиренномудренский, Тихомиров, Тихонравов, Велкиов, Глубоковский, Лазурский, Обновленский, Поцелуевский, Чиннов.
Примеры семинарских фамилий: Афинский, Духосошественский, Бриллиантов, Добромыслов, Бенеманский, Кипарисов, Пальмин, Реформатский, Павский, Голубинский, Ключевский, Тихомиров, Мягков, Липеровский (от греческого корня, означающего “печальный").
Самую многочисленную группу семинарских фамилий составляют фамилии "
географические". Произведены они, как правило, от имен не епархиальных городов, а населенных пунктов поменьше, потому что в основном учились в семинарии своей епархии. Если семинарская фамилия произведена от названия епархиального города, скорее всего, семинарист приехал из соседней губернии. Например, распространена фамилия Уфимцев, потому что до 1859 года в Уфимской епархии не существовало архиерейской кафедры, поэтому молодые люди уезжали в соседние губернии. Примеры географических семинарских фамилий: Белинский, Великосельский, Высокоостровский, Иловайский, Краснопольский, Ламанский, Новгородский, Толгский, Шавельский.
Церковный сторож, отправляя сына в духовное училище, мог записать его под фамилией Михайловский в честь помещика Михайлова, который дал на это денег. Примеры таких фамилий: Александровский, Никифоровский, Викторовский, Соколовский, Говоровский, Чернышевский.
При этом, фамилия, например, Александровский, могла быть дана
в честь благодетеля Александрова, от имени деревни Александровка, в честь святого Александра или церкви, посвященной этому святому. Во всех случаях велика вероятность, что фамилия семинарская.
Иногда в случаях благотворительности семинаристу давалась фамилия самого благодетеля или его фамилия добавлялась. Этим объясняется наличие большого числа фамилий, вторым элементом которых является Платонов. Митрополит Московский Платон Лёвшин в 1789 учредил пять стипендий в Московской духовной академии. Примеры: Гиляров-Платонов, Горский-Платонов, Иваницкий-Платонов, Кудрявцев-Платонов, Побединский-Платонов.
Фамилии, происходящие
от церковнославянской официальной формы крестильного имени тоже являются семинарскими. Примеры: Георгиев, Евфимов, Илларионов, Иоаннов, Мефодиев, Мелетиев.
От названий растений образовались семинарские фамилии Гиацинтов, Ландышев, Левкоев, Лилеев, Лилеин, Нарциссов, Розов, Розанов, Туберозов, Фиалков, Фиалковский, Цветков, Цветковский, Абрикоосов, Анчаров, Виноградов, Виноградский, Кедров, Кипарисов, Миндалёв, Миртов, Пальмов, Померанцев, Шафрановский.
От названий животных: Голубинский, Орловский, Кенарский, Лебединский, Павский, Барсов, Пантеровский, Зверев.
От названий минералов: Аметистов, Бриллиантов, Кораллов, Кристалевский, Маргаритов, Смарагдов.
От названий природных явлений: Северов, Востоков, Югов, Западов, Северовостоков, Закатов, Ветринский, Горизонтов, Небосклонов, Зарницкий, Зефиров, Источников, Ключевский, Криницкий, Месяцев, Солнцев, Эфиров.
Все эти фамилии могли быть переведены на латинский и греческий. Все все равно не перечислю, буду писать пока не надоест. Альбов, Альбовский, Альицкий, Грандилевский, Майорский, Минорский, Робустов, Формозов, Лаборинский, Мелиоранский, Моригеровский, Преферансов, Фруентов, Бальбуциновский, Деплоранский, Туторский, Ампелогов, Лофицкий, Либеров, Сацердотов…
В общем, скажу я вам так. Если у вас странная фамилия, найдите в библиотеке книгу Б.О.Унбегауна "Русские фамилии", там в конце есть алфавитный указатель, а внутри - объяснение. Возможно, вы узнаете, что ваша фамилия значит. Если у вас не странная, а наоборот очень понятная фамилия, она все равно весьма вероятно окажется семинарской. Семинарской может оказаться даже фамилия, явно образованная от имени.Может быть, именно факт существования семинарских фамилий породил такое безумное разнообразие фамилий в России. В принципе, существуют все фамилии, какие только можно и даже невозможно выдумать. Существовали семинарские фамилии даже от языческих богов: Аврорин, Аполонский, Афродитин, Бахусов, Дианин, Изидин, Озирисов и т.д. Даже фамилии от иностранных имен и слов могли быть даны в семинарии: Бюффонов, Оссианов, Сорбонский, Альфонсов. Феноменовы были, Экспериментовы…
Читайте Унбегауна. Если хотите припасть, так сказать, к источнику, почитайте «Епархиальные ведомости», они есть в Исторической библиотеке, там масса странных фамилий…
А уж что происходило с фамилиями после революции! Фамилии меняли по разнообразным причинам. Масса революционных псевдонимов стали использоваться как фамилии и дальше перешли уже детям. Многие меняли фамилии из идеологических и конъюнктурных соображений. В некоторых фамилиях паспортистка по ошибке (или по убедительной просьбе) меняла букву, и дальше фамилия шла уже в искаженном виде.
Итак, отсюда мораль. Выдвинуть предположение о том, что значит фамилия, достаточно легко, многие этим балуются. То есть, смотрите на корень фамилии, находите в словаре Даля или каком-то другом словаре подходящее слово и строите теории. Ваши теории будут выглядеть правдоподобно, но, вполне вероятно, не будут иметь никакого отношения к действительности.
Чтобы точно узнать, что значит фамилия, надо изучать историю семьи и населенного пункта, откуда она произошла
Изучать крестьянскую фамилию - ничуть не легче, чем собственное родословное древо. Даже сложнее.Прежде всего, необходимо иметь данные за несколько сот лет. Только тогда можно делать какие-либо выводы. Методику изучения крестьянских фамилий разработал и активно применяет Максим Оленев.
Он говорит, что выяснить нужно следующее:1) Есть ли документально подтвержденные факты образования фамилии от прозвища предка?
2) Остались ли на то письменные свидетельства (воспоминания старожилов, ссылки в источниках и т.п.)? Или гипотеза родилась потому, что каком-то разговорнике удалось отыскать похожее слово?
3) Возможна ли связь фамилии с местным наречием (происхождение от нерусского слова)? Как далеко, на каком расстоянии от этой деревни проживало местное население? Проживают ли они здесь сейчас? Когда они ушли, ассимилировались?
4) Когда и кем основана деревня (когда встречается в источниках первое упоминание о ней)?
5) Какие национальности проживали в деревне и соседних деревнях?
6) Когда именно в деревне зафиксирована, упоминается фамилия? Встречается ли эта фамилия (прозвище) в источниках XVII столетия по этой местности в близлежащих селениях?
7) Одна ли фамилия распространена в деревне? Какие еще там были фамилии и прозвища? Каково их происхождение? Придется изучить массу документов, чтобы выяснить, когда (в каком году) люди в этой деревне стали писаться «с фамилией». Может быть, придется выписать всех жителей деревни, чтобы составить полное родословное древо.
Если абсолютное большинство фамилий однотипные, а изучаемая ни на какие другие непохожа, то при отсутствии предков остается только изучить всю географию своей фамилии и искать следы переезда из мест ее распространения в местность вами изучаемую. Прямой, хотя и трудоемкий способ - искать свою фамилию в Книгах Памяти, в которых указано место рождения погибших.
Разумеется, если вы исследуете крестьянскую фамилию, город, как место рождения вам не подходит, как место сосредоточения населения с разных концов региона. Можно подойти с другой стороны - установить, какие еще имения принадлежали владельцу того, которое вы исследуете. Не исключено, что крестьяне были переведены из одной его деревни в другую. Сведения эти доступны.
Для подготовки крестьянской реформы 1861г. были собраны и изданы статистические материалы '
Приложения к трудам редакционных комиссий для составления Уложения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости'. [Приложения к трудам редакционных комиссий для составления Уложения о крестьянах. СПб, 1860. ТТ. I-IV, VI.] Эти материалы общедоступны и находятся, в частности, в Государственной публичной исторической библиотеке России в Москве (ГПИБ). В 'Приложениях…' перечислены имения (села, деревни, волости с населением свыше 100 душ) с указанием их владельцев по данным последней X ревизии (1858). Данные сгруппированы по алфавиту: губернии, внутри губерний по уезду. Внутри уезда помещики не всегда перечислены по алфавитному принципу. Приводятся также данные о количестве крестьянских дворов в имениях, душ, десятин земли (удобной и неудобной для землепользования), величине оброка и прочие повинности крестьян. Не обращаясь сразу к архивным данным, можно установить фамилию помещика того села или деревни, где проживали предки.
Чтобы точно анализировать данные географии, можно обзвонить всех носителей вашей фамилии и узнать, откуда их предки были родом. Тогда сложится определенная картина: столько-то из такого села, столько-то из такого. Естественно, многие уверены, что их предки жили в каком-то городе постоянно, но если они помнят свое родство только на 2-3 восходящих поколения это ни о чем не говорит.
Отсюда мораль:Если не удается изучить историю своего рода нормальным путем, остается только заняться изучением географии и происхождения своей фамилии. Но это потом, начинать надо с начала.
Попытка изучить всю информацию по своей фамилии разумна только в одном случае - если вы ставите перед собой грандиозную задачу изучить всех однофамильцев, связаться с ними и построить несколько генеалогических древ для всех ее носителей. Это задача почти невыполнимая, хотя, не исключено, вы найдете среди однофамильцев и добровольных помощников. Если ваша фамилия Иванов или Смирнов – дело почти безнадежное, хотя массу новых интересных знакомств вы имеете шанс завести и в этом случае.
Если вы просто хотите исследовать свою родословную – переходите обычным порядком от поколения к поколению вглубь истории и не отвлекайтесь. А если выбираете эту многотрудную дорогу, то желаем удачи. Поскольку одному это делать сложно, попытайтесь привлечь к этому занятию однофамильцев, образовать фамильный клуб.
Кстати, пример такого клуба (образованного, впрочем, из других соображений) у нас есть –
фамильный клуб Извековых.